суббота, 13 ноября 2010 г.

Палочка-выручалочка


Я, библиотекарь с 18- летним стажем, придерживаюсь мнения, что «школьная библиотека образовательного учреждения  является не только важнейшим информационным ресурсом, но и культурно-образовательным центром социума. А школьный библиотекарь должен быть не просто специалистом по книгам, учебникам, но и педагогом-организатором, старшим советчиком, психологом.  Я бы сказала волшебной палочкой-выручалочкой.
Все мы знаем, что от уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся школ во многом зависит  не только достижение нового качества образования, но и развитие культурной личности будущего. А в сельских местностях, таких как у нас, библиотека (неважно  сельская  или  школьная) является   культурно - досуговым центром. И если правильно преподнести пользователям  ту или иную информацию, организовать  на высоком уровне, хотя бы одно мероприятие, праздник, заявить о себе, поверьте: Вы будете востребованы всегда! К вам будут обращаться  не только дети, учителя, родители, но и ветераны, пенсионеры,  депутаты,  священнослужители, начальники всех уровней, люди разных слоёв общества, с разными просьбами. С вами будут искать встреч, в вас будут нуждаться все пользователи библиотеки.  От вас  потребуется энергия, знания, любознательность, внимание, умение выслушать, услышать и, конечно же,  ВАША ПОМОЩЬ  нуждающимся  в этом.
Я за эти годы выполняла разные  просьбы, разных людей, старалась откликнуться, помочь, больше делала, чем советовала.  Я сегодня уверена: «Счастливый человек, это тот, кто востребован» Библиотекарь, прежде всего должен быть, разносторонне развитым человеком,  не жалеть себя и ныть  по любому  поводу, а искать выход из положения.  Я советую не ограничиваться своими служебными инструкциями, не бояться выходить за рамки, смело внедряйте новые  формы работы, новые технологии, не  бойтесь ошибиться. На то ошибки и даются, чтобы учиться. Не зря говорят  в народе: «Глаза бояться, а руки делают».
         Использую в работе различные формы и методы работы. Цель одна - привлечение к чтению через игровую и творческую деятельность, организация досуга не только учащихся и  молодёжи, но и широкого круга пользователей библиотеки. Участвую по мере возможности в школьных, поселковых, районных мероприятиях. По просьбе председателя сельского поселения Лыхма подготовила и провела в г.Белоярский  презентацию поселка Лыхма, в рамках празднования фестиваля «Белоярский район на рубеже юбилеев». Ни раз, с воинами-интернационалистами совместно проводили поселковый митинг – парад к 9 мая, организовывала встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. В этом году приняла участие в постановке пьесы «Ленинградский дневник» по книге И.Миксона «Жила-была», о семье Савичевых в блокадном Ленинграде.  Играла роль  75-летней бабушки, Евдокии Григорьевны. По мнению зрителей, спектакль понравился.
Поступают ко мне заявки различного вида и от разных пользователей: подготовить материал для баннера, в связи с годом учителя, написать предвыборную статью о депутате, или абсурдные, например:  придумать, что же может сниться депутату во время отпуска, причём это надо придумать в течение часа.
Проблемы и перспективы
Проблемы на сегодняшний день, как и у других библиотекарей, есть.
В первую очередь маленькое помещение     -   комната площадью 23кв.м.  Косметический ремонт помещения (абонентного зала) произведен в 2000-01 учебном году. Кабинет под книгохранилище (25кв.м.) отремонтирован в 2004 году.
Во- вторых, это отсутствие техники:
  • Нет компьютеров для пользователей;
  •  Нет проектора, экрана;
  • Нет множительной  и копировальной техники;
  • Нет ауди и видеоаппаратуры; 
А также:
  •   Нет Интернета;
  • Не подключены к школьной локальной сети;
  • Нет «8» Приходится звонить в издательства с домашнего телефона, на свои средства.
В - третьих, отсутствие предметов библиотечной техники, а именно: дневники, кармашки, каталожные карточки, разделители каталожные, полочные, инвентарные и суммарные книги, подставки под книги, формуляры и другие виды бибтехники.
На самостоятельное оформление  тех или иных предметов бибтехники уходит много времени и сил. Я помню первые года работы, когда приходилось самой приобретать картон, бумагу и часами неделями, месяцами чертить, вырезать каталожные карточки. Потом как-то доставили централизовано всю необходимую бибтехнику по школьным библиотекам.  Берегли сколько могли, но всё когда-то кончается. Сейчас я даже боюсь  думать об этом. Одним словом, очень низкая материально-техническая  база библиотек.
В- четвертых, в Белоярском  районе на данный момент нет методического объединения школьных библиотекарей, где могли  бы мы  освещать все свои  проблемы.
В 2009-10 учебном году я, согласовав с  ММЦ г.Белоярский, провела для библиотекарей района самостоятельно семинар по теме «Информационно-коммуникативные технологии в деятельности библиотекарей». Встретились, поговорили, обсудили насущные проблемы и решили, встречаться каждый год. Но это только пока мечта.  Я по натуре оптимистка. И верю, что если даже один  человек захочет,  он может свернуть горы.
Я знаю, несмотря ни на что,  необходимо работать, строить  планы и действовать.
Если говорить о планах, то планы  грандиозные. Планирую:
  • Активно подключать учащихся к проектной деятельности;
  • Участвовать с детскими работами в различных конкурсах разного уровня (школьных, районных, окружных, российских);
  • Содействовать укреплению материально-технической базы библиотеки; 
В будущем планирую использовать инновационные формы работы в библиотеке, а именно:
  • Формирование электронных выставок, выставок медиа-ресурсов;
  •  Выпуск электронных аннотированных списков, указателей,  дайджестов.
  •  Организация интернет-обзоров, интернет – экскурсий.Web-библиография.
А также внедрять инновационные методы:
  •  Создание компьютерных презентаций (дисков, сайтов, порталов, программ, УМК);
  • Организация мастер-классов, тренингов;
  •  Работа в рамках городских проектов ИКТ;
 Расширить продукты издательской деятельности  и  услуги библиотеки. Продукты: Создание:
  • Списков, указателей, дайджестов, таблоидов, библиотечной  газеты;
  • Продуктов сайтостроения;
  •  Базы данных;
  •  Электронных папок-накопителей;
 Библиотечные услуги в перспективе:
  •  Копирование и тиражирование материалов;
  •  Аннотирование дисков;
  •  Обмен информацией в удаленном режиме;
  • Поиск информации в Интернет-пространстве;
  •  Скачивание интернет-ресурсов на различные носители информации;  
Сегодня я с нетерпением  жду, как и все мои коллеги, новое здание школы, которое через год - полтора  должны сдать власти. Говорят там помещение библиотеки на много больше, чем в старой школе, но и, конечно же, как и все жду новую мебель, технику. Каждый день представляю, как я оформлю стены, уголки, полки. А какие встречи я планирую  мысленно проводить, даже боюсь сглазить. Скорей бы этот день настал!